Изменения в законодательстве о регистрации прав на недвижимость и кадастровом учете в 2017 году

Помимо изменений в закон об участии в долевом строительстве с 2017 года изменены правила государственной регистрации недвижимости. Взамен ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.1997г. No 122ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015г. N 218ФЗ (полную версию можно скачать здесь) «О государственной регистрации недвижимости» (далееЗакон No 218ФЗ). От прежнего закона No 122ФЗ осталась только одна статья, которая прекратит своё действие с 01.01.2020г.

Как и раньше не допускается государственная регистрации права на объект недвижемости, который не учтён в кадастре, однако раньше государственный кадастровый учёт осуществляла Кадастровая палата, а государственную регистрацию прав  и сделок  – Росреестр, то теперь обе эти функции осуществляет только Росреестр и его территориальные органы (п. 4 ч. 3 ст. 3 закона No 218ФЗ).
В связи с этим в некоторых случаях (п.3 ст 14 закона  No 218ФЗ) появилась возможность одновременно осуществить государственный кадастровый учет регистрацию прав на объект.

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

С Нового года появился Единый государственный реестр недвижимости (далееЕГРН). ЕГРН объединяет в себе сведения, содержащиеся ранее в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далееЕГРП) (ч. 2 ст. 7 закона No 218ФЗ). И если ранее кадастр недвижимости и ЕГРП велись и в электронном виде, и на бумажных носителях, при этом последние имели приоритет, то ЕГРН, за некоторыми исключениями, ведётся только в электронной форме (ч. 3 ст. 7 закона No 218ФЗ). Выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимого имущества помимо сведений об основных характеристиках объекта и зарегистрированных правах на него теперь также содержит графический план расположения помещения (квартиры или машиноместа) на этаже.

Регистрация машиномест

С 01 января 2017г. вступили в силу изменения в статью 130 первой части Гражданского кодекса России, согласно которым законодательно закреплено, что машиноместо является самостоятельным объектом недвижимого имущества. Если раньше на кадастровый учёт ставилось здание (паркинг) целиком, а право на машиноместо регистрировалось в виде доли в праве общей долевой собственности на это здание, то теперь счастливые обладатели стоянок смогут его отдельно поставить на кадастровый учёт и зарегистрировать как самостоятельный объект недвижимости. При этом машиноместо должно отвечать определённым требованиям: так, приказом Минэкономразвития от 07.12.2016г. No 792 скачать  определены его минимальные и максимально допустимые размеры, которые составляют от 5, x 2,. до 6, x 3,. соответственно.
Обладатели машиномест, чьи доли в праве общей собственности на помещения или здания паркинга ранее были зарегистрированы в ЕГРП, вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машиноместа, а также зарегистрировать на него право собственности. (ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315ФЗ). Федеральный закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ скачать.

Подача документов

С 2017 года можно подать документы на регистрацию прав и кадастровый учет объектов недвижимости в любом отделении Росреестра или МФЦ, независимо от того, в каком регионе расположена недвижимость. Например, если объект расположен в Москве, а владелец проживает в Московской области, то подать документы на регистрацию права собственности он сможет в любом удобном офисе приёмавыдачи документов области и наоборот. Но для того чтобы обезопасить свое имущество и не дать злоумышленникам и мошенникам оформить ваше имущество по «липовым» доверенностям существует статья 36 218-ФЗ скачать, которая дает вам право написать заявление о запрете любых регистрационных действий без вашего ЛИЧНОГО присутствия. Список адресов, куда сможет обратиться заявитель, будет публиковаться на сайте Росреестра.

Важным моментом является расширение перечня оснований, при которых документы возвращаются без рассмотрения. К ним, в частности, относится наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачёркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание. Таким образом, если раньше документы, содержащие неоговоренные исправления принимались, но могли явиться основанием для отказа в государственной регистрации прав на основании ч. 1 ст. 20 закона No 122ФЗ, то теперь они будут возвращены без рассмотрения (ч. 2 ст. 25 закона No 218ФЗ).

Получения документов, подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и/или регистрации прав, а также уведомления об отказе в осуществлении этих действий и подлежащих возврату представленных заявителем подлинников, то они теперь могут быть переданы заявителю посредством курьерской доставки (ч. 19 ст. 29 закона No 218ФЗ скачать). Эта услуга является платной. Для москвичей и жителей Подмосковья она обойдётся в 1 500руб. (Приказ Минэкономразвития России от 31 мая 2016 г. N 337).

 

Сроки осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав:

До 2017 года общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав составлял 10 рабочих дней для каждой процедуры. А если документы подавались одновременно, то он увеличивался до 20 рабочих дней. Государственная регистрация ипотеки земельных участков и нежилых помещений составляла 15 рабочих дней. Теперь эти процедуры будет проводиться быстрее:

При подаче документов через отделения Росреестра сроки будут составлять (ч. 1 ст. 16 Закона No 218ФЗ скачать):
5 рабочих днейпостановка на кадастровый учёт, регистрация прав на основании судебного акта, а также регистрация ипотеки жилых помещений;
7 рабочих днейгосударственная регистрация прав, а также регистрация ипотеки нежилых помещений, земельных участков и машиномест;
10 рабочих днейодновременная постановка на кадастровый учёт и государственная регистрация прав;
3 рабочих днягосударственная регистрация прав нотариально удостоверенной сделки, а также, если к заявлению приложены свидетельства о праве на наследство или свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной формев течение 1 рабочего дня.

Если документы будут представляться через МФЦ (центр мои документы), то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, теперь можно будет получить в течение трёх дней вместо пяти (ч. 9 ст. 62 закона 218ФЗ скачать).

А вот сроки, на которые государственная регистрация может быть приостановлена, наоборот увеличены.
Если до 2017 года государственная регистрация прав по решению государственного регистратора могла быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителяна три месяца, то теперь эти сроки увеличились до 3х месяцев и 6и месяцев соответственно. При этом по инициативе заявителя приостановление возможно только один раз (ч. 1 ст. 30 закона No 218ФЗ скачать).

Межведомственное взаимодействие

Ещё одним нововведением является то, что различные органы государственной власти, хранящие информацию о правообладателях, наконец начнут взаимодействовать между собой. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, суды и нотариусы при принятии ими решений будут обязаны направлять их в Росреестр, который на основании поступивших документов и информации будет вносить соответствующие сведения в ЕГРН и уведомлять об этом правообладателя (ст. 32 закона No 218ФЗ скачать).
В частности, информацию и документы должны будут предоставлять:

ФМС Россиипри изменении сведений о физическом лицев течение рабочих дней;
ФНС Россиипри изменении сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателев течение рабочих дней;
суды или уполномоченные органы, наложившие арест на недвижимое имущество, — заверенную копию такого акта в течение 3х рабочих дней;
нотариусысведения о выдаче свидетельства о праве на наследство в течение 3х рабочих дней.

Напоминаем, что свидетельства о праве собственности на объекты недвижимого имущества не выдаются с 15 июля 2016 года. Кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права теперь подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделкиспециальной регистрационной надписью на документе о сделке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *